Герметизированные АКБ со связанным электролитом

Разработка абсолютно необслуживаемой аккумуляторной батареи для автомобиля ведется много лет. Однако только в начале нашего столетия производители хотя бы частично решили эту проблему. Речь идет о герметизированных аккумуляторах со связанным, не текучим электролитом.   

 

Давно известно, что свинцово-кислотную батарею можно сделать полностью необслуживаемой, если связать на отрицательном электроде кислород, образовывающийся на положительной пластине. Таким образом, будет реализован кислородный цикл.

 

С этой целью необходимо несколько увеличить емкость отрицательного электрода. В таком случае положительные пластины будут заряжаться быстрее, чем отрицательные. А это значит, что выделение кислорода на плюсовом электроде будет происходить быстрее, чем образование водорода на минусовой пластине.

 

Чтобы увеличить скорость перехода кислорода с плюсового на минусовой электрод, нужно ограничить объем свободного электролита. Именно, исходя из этого, для изготовления герметизированных авто и мото аккумуляторов изобретено два метода связывания электролита, находящегося в жидком состоянии:

 

  • преобразование жидкости в гелеобразную массу;
  • использование сепараторов для адсорбции раствора кислоты и воды.

 

Гель

 

Для того чтобы придать жидкому электролиту консистенцию геля, используют специальные загустители. В большинстве случаев их роль играет силикагель, реже — аллюмогель и прочие химические вещества. В случае смачивания серной кислотой данные компоненте позволяют получить тиксотропный гель.

 

Сепараторы

 

С целью абсорбции электролита также применяют сепараторы, в качестве которых обычно выступают стекломаты, изготовленные из чрезвычайно тонких волокон. Их объемная пористость сегодня может достигать 85%. За счет данного обстоятельства, сепараторы активно используются не только для производства «гелевых» аккумуляторов, но также для батарей адсорбированным электролитом в жидком виде.

 

О минусах

 

Разумеется, говорить о том, что герметизированные свинцовые аккумуляторы автомобильные – панацея от всех бед было бы неправильно. Да, они более удобны в эксплуатации, достаточно безопасны, обладают улучшенными техническими характеристиками. Но такие источники питания не лишены и недостатков. К их минусам традиционно относят: 

 

  • Повышенные требования к зарядному напряжению, что не дает возможности устанавливать такие АКБ на многие авто.
  • Меньшая (на 15-20%) емкость по сравнению с аналогичными по размерам аккумуляторами с жидким электролитом.
  • Высокая цена, если сравнивать ее со стоимостью условно необслуживаемых батарей с жидким электролитом.

 

Впрочем, указанные недостатки – лишь дать справедливости. На самом деле мотоциклетные и автомобильные аккумуляторы со связанным электролитом – будущее отрасли, они постепенно дешевеют, и сегодня создают достойную конкуренцию обычным АКБ. Поэтому сбрасывать со счетом такие батареи однозначно не стоит.

12.04.2013, 3853 просмотра.

Популярные товары