STOP сульфату! Устраняем сульфатацию электродов АКБ
Одна из самых частых причин выхода из строя автоаккумуляторов – сульфатация электродов. В результате этого процесса батарея теряет емкость, быстро заряжается и со временем приходит в негодность. Но сульфатацию можно предотвратить!
Совершенно справедливо считается, что наиболее опасной и трудноразрешимой проблемой эксплуатации свинцово-кислотных АКБ является сульфатация. Это одна из главных причин выхода из строя батарей. Однако далеко не все автомобилисты, даже со стажем, знают, что это такое. Еще меньше людей имеют представление о том, как ее остановить «подручными средствами». Поэтому, данная статья, рассказывающая о причинах и методах борьбы с сульфатацией, может оказаться полезной всем, кто имеет собственный автомобиль.
Что такое сульфатация?
Данный процесс представляет собой постепенное покрытие поверхности аккумуляторных электродов сернокислым свинцом со структурой, напоминающей крупные кристаллы. Визуально сернокислый свинец походит на белый налет. Эта кристаллическая структура не дает заряжаться аккумулятору полностью, так как воздействует на пористый материал активной массы. По сути, сульфат препятствует попаданию электролита в активную массу при зарядке.
Каковы последствия образования сульфата?
Если процесс зашел слишком далеко, то батарею придется выбросить. В «эволюции» же сульфатация выглядит следующим образом:
- Постепенное увеличение внутреннего сопротивления АКБ
- Уменьшения площади активной поверхности электродов.
- Снижение емкости аккумуляторной батареи.
При сильной сульфатации свинцово-кислотный автомобильный или мото аккумулятор будет быстро заряжаться и так же быстро разряжаться. Это обусловлено тем, что его емкость существенно сократилась за счет образования сульфата.
Из-за чего происходит сульфатация?
Среди главных причин этого явления можно назвать систематический недозаряд батареи, а также разряд АКБ ниже 10,2В. Кроме того, сульфатации способствует продолжительной хранение аккумулятора в полностью разряженном состоянии. Еще одна причина — не соответствующая норме плотность электролита в сочетании с недостаточным ее уровнем в корпусе АКБ. Наконец, стоит отметить загрязнение внутреннего пространства источника питания и его электролита за счет применения присадок сомнительного происхождения и других примесей.
Можно ли избавиться от сульфата?
Если речь идет об относительно небольшой сульфатации, то это возможно. Для того чтобы устранить опасный «белый налет», используют цикличную зарядку и разрядку АКБ, тщательно следя за уровнем и плотностью электролита. Кроме того, сейчас в продаже имеется большое количество зарядных устройств с функцией десульфатации. Поэтому, если процесс не слишком запущен, справиться с его последствиями можно. Однако в том случае, когда корпус аккумулятора вздулся, он очень быстро заряжается и разряжается, а плотность не повышается до нужной отметки даже после длительных «тренировок», придется воспользоваться сервисом подбора аккумулятора по марке автомобиля, и заказать новую батарею.