Необслуживаемые аккумуляторы: от истоков к современности

Традиционные, изготовленные по классической технологии с применением сурьмы, аккумуляторы не лишены целого ряда минусов. Все дело именно в сурьме, которая в процессе коррозии положительных пластин попадает на отрицательно заряженные решетки. Со временем, когда масса сурьмы на отрицательных электродах становится критической, начинает снижаться напряжение и одновременно активизируется выделение газов. Внешне этот процесс напоминает кипение, электролит просто бурлит. Итог такого положения дел закономерен – испаряется дистиллированная вода, которую периодически нужно доливать. Другими словами, возникает необходимость в обслуживании АКБ. 

 

Прошедшие 40 лет стали решающими для развития мировой промышленности, занятой в производстве аккумуляторных батарей. В конце XX появилось несколько заслуживающих внимания технологий, которые позволили свести к минимуму сервисные операции при эксплуатации АКБ. Аккумуляторы BOSCH и некоторых других марок начали делать с пониженным содержанием сурьмы. Вместо нее добавляли кальций. Такое решение дало возможность существенно сократить выделение газов, что в свою очередь, позволило сократить интервал между доливкой воды до 1-2 лет. Стоит отметить, что кальциевые аккумуляторы также не идеальны. Их основной недостаток – невозможность восстановление после нескольких критических разрядов. То есть, посалив АКБ «в ноль» 1-2 раза, ее можно просто выбросить, так как больше чем на 40-50% от номинала батарея уже не зарядится.   

 

Также в конце прошлого века стали появляться гибридные аккумуляторы VARTA и некоторых других брендов. Технология их изготовления предусматривала производство отрицательных электродов с содержанием сурьмы и кадмия, а положительных – кальция. Сурьмы в пластинах содержалось крайне мало, уровень ее составлял на более 3,0%. К сожалению, полностью решить проблему обслуживания и в этом случае не удалось. Все равно раз в 10-12 месяцев гибридные аккумуляторы приходится обслуживать, доливая дистиллированную воду.

 

Следующий этап эволюции необслуживаемых аккумуляторов связан с идеей производства пластин из свинцово-кальциевого сплава с добавлением многокомпонентных элементов, включающих в себя, среди прочего, и серебро. Такие добавки позволяют существенно сократить потери емкости при критических разрядах, а вода из АКБ испаряется настолько медленно, что добавлять ее не нужно практически в течение всего срока эксплуатации. 

 

Стоит отметить, что наиболее совершенные в техническом плане батареи, изготавливаемые с применением кальция, серебра и других компонентов, требуют надежной зарядки со строго определенными параметрами, чтобы избежать перезаряда и, как следствие, интенсивного выделения газа. Это требование было выполнено одновременно с созданием системы регулировки напряжения заряда, которая смогла обеспечить устойчивость с высочайшей точностью – в пределах ± 0,1 В. Именно такие системы устанавливаются на все современные авто.

06.02.2013, 3251 просмотр.

Популярные товары